Начинать изучение иностранного можно в любом возрасте. Но лучший вариант, конечно – это с ранних лет. Тогда второй язык становится частью естественного развития ребенка, и он делает в нем максимальные успехи.
Языковые школы и курсы, как правило, охватывают возраст с 4-5 лет. И это правильный подход, имеются все шансы, что ребенок станет билингвой, то есть тем, кто говорит на обоих языках на уровне носителя. Или, как минимум, на 95% такого уровня.
В некоторых случаях билингвизм формируется сам по себе. Упомянем о самых распространенных случаях.
- Папа и мама – носители разных языков. Чаще всего такое бывает в межнациональных браках. С рождения ребенок учится и папиному, и маминому языку, и в итоге становится носителем обоих. Но только в том случае, если родители говорят с ним каждый на своем языке.
- В семье один язык, в окружающем мире – другой. Так «везет» детям иммигрантов. Если в семье, скажем, родители постоянно говорят на русском, а в детском саду, школе, в магазинах и так далее – на языке новой страны, билингвизм также закладывается совершенно натуральным образом.
- Иностранный учитель. Это редкая ситуация, и ее формируют намеренно. Например, с рождения рядом с малышом находится няня-иностранка, а чуть позже к обучению добавляются курсы для самых маленьких. Но, признаемся, такие возможности есть далеко не у всех. К тому же в Казани, для примера, сложно с таким домашним персоналом.
То есть естественный билингвизм – результат жизненных условий, а складываются подобные обстоятельства нечасто. Тем не менее, знание того же английского как самого популярного международного языка на уровне носителя – огромный плюс. В стандартных ситуациях для этого абсолютно необходимо раннее обучение английскому языку для детей. Причем начинать можно едва ли не с рождения, в доречевой период!
Это искусственный билингвизм, но при правильном подходе он может сравниться с естественным.
От колыбели до парты
Ребенок в первые три-четыре года жизни это – ватман, чистая снежная равнина, губка. Как ни назови, суть в том, что именно тогда закладываются основы развития и идет самое активное познание мира. И общение с ребенком здесь основной метод социализации, учения. Если уже в этом возрасте начать объяснять карапузу что-то частично на английском, формирование языковых навыков пойдет по двойному руслу. Очень условно: «Как говорит собачка? Как говорит a dog?.. Видишь, в аквариуме рыбка. It’s a fish». В процессе игры, в быту родитель сам мягко закладывает в восприятие малыша эту информацию. Русский. English. Даже книжки с картинками, полезные для запоминания новых слов и названий, сегодня выпускаются на разных языках. Кстати, мультфильмы тоже.
И не стоит опасаться «перегруженности» маленького ученика: в детстве мозг способен впитывать космические объемы! Главное не превращать это воздействие в силовое, не добиваться от сына или дочки понимания, которое ему еще по годам не положено.
Первая школа
Как было сказано выше, в языковой школе набор ведется с 4-5 лет. То есть уроки английского для детей становятся вообще первыми уроками в жизни. Конечно же, важно подобрать идеальную школу в своем городе. Для этого необходимо выяснить:
- В какой из них есть курсы для самых маленьких, скажем, в Казани,
- Каковы методики преподавания,
- Какова педагогическая и языковая квалификация персонала.
Основной вопрос – к методологии. Об этом чуть ниже.
Другие возрастные группы
Как правило, в школах курсы делятся на курсы для учеников 4-6 лет, 7-10 и так далее. Английский язык для школьников обычно коррелирует уже со школьной программой соответственно. Шесть лет – это начало подготовки к школе, ребят учат порядку слов, грамматике и пунктуации – конечно же, на соответствующем уровне.
Начав обучение на этих этапах, ребенок обязательно добьется огромных успехов, однако билингвом не станет, его мозг уже сформирован под воздействием «основного» языка.
Все краски педагогики
Итак, о методологии. Ребенок в 4-5 лет мотивирован только одним: собственным интересом. Он не будет учиться «за маму, за папу» и совершенно точно не согласится заниматься ничем скучным для него.
Именно поэтому уроки английского для детей в хорошем образовательном учреждении строятся особым образом.
Возьмем за пример курсы в Языковой академии TOP2Speak (Казань). Они основаны на доскональном знании детской психологии и особенностей физиологии мозга ребенка. Ученики 4-6 лет познают, играя. Игровая форма –это самый эффективный метод и для ребят постарше, геймификация действует и на взрослых. Применяются интерактивные цифровые технологии, игровые же пособия, и так далее.
Кроме того, возраст очень общительный. Дети учатся коммуникации, это неотъемлемая часть процесса социализации в целом. И вместо упражнений, диктантов и прочих не очень веселых вещей ученики ведут живые диалоги, разыгрывают сценки, моделируют ситуации. Это учит не только иностранному, но и нормам межчеловеческого контакта.
Также важный момент – в процессе преподавания участвуют носители языка, и они тоже взаимодействуют в режиме живого общения. Дети с самого начала слышат правильную речь, получают правильные представления о произношении, порядке слов. И еще они запоминают активную, не устаревшую лексику, чем часто грешат классические учебники по английскому языку в общеобразовательных школах Казани.
Академия TOP2Speak предусматривает также досуговые и внеклассные мероприятия на изучаемом языке. То есть не складывается ситуация, когда ученик пошел на каникулы и все тут же забыл. Языковой досуг – это все то же живое общение, не требующее усилий, радующее. Естественно, что с таким подходом обучение идет ровно и гладко, без ненужного напряжения.
Наконец, для младших учеников школа – это не просто место, где учат говорить и писать, здесь малыши получают еще и знания о мире в целом. То есть процесс направлен не только на конкретные знания, но и на совершенствование ребенка как личности, его полноценное развитие.
Вокруг создается полноценная языковая среда, без выездов за границу, прямо у нас в Казани. Эта среда как раз и способствует тому, что английский изучается почти в тех же условиях и так же пошагово, как и родной. И путем раннего обучения в хорошей, качественной школе по современным и продвинутым методикам из ученика действительно реально вырастить ребенка-билингва.
В чем плюсы билингвизма?
Пожалуй, прежде чем говорить о плюсах, нужно упомянуть о некоторых стереотипах, которые связаны с идеей одновременного обучения детей двум языкам с детства. То есть об искусственном билингвизме.
Есть мнение, что изучение двух языков только мешает – мол, ребенок путается и начинает говорить «смешанно». На определенном этапе это возможно, и вы действительно можете услышать фразы типа «Мама, дай мне candy!». Но это пройдет, если обучение идет планомерно, и малыш постоянно слышит правильную речь. Кроме того, некоторые моменты можно мягко корректировать: «А скажи это на английском!».
Стереотип гласит, что билингвизм перегружает психику. Как и любая наука, иностранный, безусловно, – это нагрузка. И здесь очень важно правильно подобрать методологию. Как мы уже упоминали, занятия английским для детей должны вестись естественно, быть частью жизни, а не гнетущей обязанностью. В этом случае никакого перенапряжения не будет. И, к слову, о любом другом обучении можно утверждать то же самое.
А вот плюсы огромны. Это:
- Более быстрое развитие умственных способностей,
- Развитие памяти и внимания,
- Ребенок-билингв более восприимчив к абстрактной информации,
- Билингвы быстрее социализируются,
- Лучше понимают эмоции окружающих,
- Более успешны в школе, в ВУЗе,
- Взрослые-билингвы более внимательны и обучаемы, чем люди, владеющие одним языком. Можно сказать, что у них лучше тренирован мозг!
- У владеющих двумя языками лучше развито креативное начало, они умеют нестандартно мыслить,
- Внимательность и наблюдательность делают их более способными к планированию, в том числе стратегическому,
- Меньше вероятности столкнуться с возрастными ментальными расстройствами в будущем.
Напоследок нельзя не сказать о том, что шансы на престижную работу у билингв объективно выше. Во-первых, потому, что отличное знание языка открывает перед ними двери в международные компании, к должностям, связанным с переговорами и т.д. Во-вторых, уже упомянутая повышенная обучаемость. Наконец, двуязычным людям гораздо проще работать в условиях многозадачности. А такое требование сегодня выдвигается к сотрудникам практически повсеместно.